Сегодня: 22:22 Суббота, 21.09 // 2019
Березниковская городская Дума
официальный сайт www.berduma.ru

Сколько вешать в граммах?

Помните, несколько лет назад по ТВ крутили рекламный ролик про сотовую связь. Дама подходит к прилавку и просит взвесить колбасы граммов триста-четыреста. Продавец строгим голосом несколько раз спрашивает: «Сколько вешать в граммах?». Этот вопрос на недавних заседаниях депутатских комиссий никто не произносил. Но он прочно поселился в самой атмосфере зала заседаний. И никак не хотел выветриваться.

Вспоминая Олега Чиркунова

Теперь не принято хвалить бывшего губернатора Пермского края. Но по большому счёту он был прав, когда говорил, что у каждого города должна быть своя мечта. И она сбудется, если население поверит в эту мечту, иллюзию, воздушный замок. Другое дело, что в чиркуновский «замок» про то, что Пермь – культурная столица Европы, местное население верить не пожелало. Но ведь попытка была…

Такие мысли невольно приходили на ум во время недавних заседаний комиссий березниковской Думы. В конце прошлой недели наши депутаты внепланово готовились к принятию
очередного трёхлетнего бюджета, на 2014-2016 годы включительно. Городская администрация вынесла на согласование местного парламента восемь муниципальных программ. Именно
между ними и будут в ближайшей перспективе распределяться деньги.

Напомним, что новую методологию формирования главного финансового документа города депутаты утвердили на сентябрьской Думе. Как и их старшие коллеги (имеются в виду
депутаты Госдумы), березниковские парламентарии перешли на обсуждение программного бюджета. Предполагалось, что в новом виде бюджет станет прозрачнее, понятнее и кон-
кретнее. Сколько и чего построить. Кого и чему научить. Сколько медалей выиграть. Сколько крыш починить и т.д. В общем, ожидалось услышать про те самые «граммы колбасы». Вполне
осязаемые и обоняемые.

Но не тут-то было. Вместо конкретных вещей программы, представленные депутатам на
согласование, пестрили процентами. К примеру, очередь в детские сады в следующем году должна снизиться на 6 процентов, через год – на 5,7 процента, а ещё через год, то есть в 2016,
просто на 5 процентов. Или такой показатель, как «посещаемость музейных учреждений – 0,25 посещений на одного жителя в год к 2016 году».  И что самое главное, если последовательно читать предложенные мэрией программы, то создаётся впечатление, что Березники живут одним днём. Учителя учат, воспитатели воспитывают, спортсмены бегают, строители мостят дороги и т.д., не потому что они стремятся к некой цели, а потому что учить, бегать и строить – их профессия, за которую платят зарплату. А как же город в целом? Он чего хочет, его
жители к чему стремятся?

Мечта без стратегии

Стратегическое управление в структуре городской администрации было упразднено лет пять назад. И, наверное, мало кто помнит, как в конце 2007 года на публичное обсуждение был вынесен стратегический план развития города до 2020 года. Документ, по договору с городской
администрацией, готовили учёные из Екатеринбурга. Этот текст можно без труда отыскать в Интернете. Теперь он – памятник городской мечте. Не случилось.

Стратегия была принята в первом чтении, собрала массу критических замечаний, на этом дело и стало. А потом из состава мэрии исчезло и само стратегическое управление. Тем временем в пункте 2 статьи 9 устава нашего города записано, что (цитата): «Экономическая, финансовая,
бюджетная, социальная и иные политики города осуществляются на основании стратегического плана развития города, принимаемого городской Думой с учётом мнения населения города». Но пока вместо пожеланий горожан работают соглашения между городской администрацией и краевым правительством о выполнении ряда контрольных показателей. Их неуклонное исполнение и есть та самая цель. А процентное измерение полученных результатов предусмотрено именно соглашениями с краем.

По общему мнению березниковских депутатов соглашение – это, конечно, здорово, но хотелось бы в программах рядом с процентами увидеть абсолютные величины, грубо говоря, те самые граммы колбасы. Сколько будет отремонтировано крыш, сколько детей получат места в детских садах, сколько частных домов будет газифицировано. В противном случае, уверена депутат Вера Поморцева, будет очень сложно контролировать эффективность исполнения программ. А уж рядовым горожанам и вовсе неподъёмно перевести проценты во что-то более живое и конкретное.

Бизнес в немилости?

Также общим замечанием депутатского корпуса было нежелание мэрии распространять действие муниципального заказа на частный сектор городской экономики. Начальник комитета
по вопросам образования Татьяна Мухатаева пояснила это тем, что для получения бюджетного финансирования необходима лицензия, которой у частников просто нет. На что председатель
городской Думы Константин Белоглазов заметил: «А зачем предпринимателю вкладывать деньги, стремиться получать лицензию, если он точно знает, что бюджетных денег не получит. Вы сначала заявите о такой возможности для бизнеса, а воспользоваться ею или нет, предприниматели решат сами».

Аналогичная ситуация складывается и в спорте: деньги распределяются только между муниципальными учреждениями. «В своё время предприятия, на балансе которых были спортивные объекты, избавились от спортивных школ и преподавателей. Сейчас там нет детского спорта», – сказал вице-мэр Валерий Рахмуллин, объясняя причины
сложившейся ситуации. На что депутат Олег Сергеев возразил, что, мол, детский спорт исчез, как только прекратилась бюджетная поддержка и частники от спорта были вынуждены самостоятельно зарабатывать: «Создаётся впечатление, что городская администрация
просто не заинтересована в размещении муниципального заказа где бы то ни было, кроме бюджетных учреждений
». А отсутствие самой возможности получения такого заказа лишает стимула.

Депутат Галина Шамсина отметила перекосы и в развитии местного бизнеса: «Сейчас у нас в больнице очень востребованы клининговые услуги. К нам приходят фирмы откуда только
возможно, но только не из Березников
». Тем временем почти половина березниковских предпринимателей (43,8 процента) вкладывают силы и средства в торговлю.

_____________________________________________________________________________
Образование
По-прежнему образование (дошкольное, школьное и дополнительное) остаётся самой
дорогой сферой березниковской экономики. Расходы на три года составляют почти 6 миллиардов рублей. Из них более 70 процентов – это деньги краевого бюджета. Со следующего года край берёт на себя обязанность по выплате заработной платы работникам детских садов, до сих пор из краевой казны шла зарплата школьным педагогам. В декабре этого года березниковские депутаты планируют рассмотреть предложения администрации об очередном повышении зарплат работникам детских садов. С января 2014 года выполнение повышенных обязательств станет задачей для краевого бюджета. Среди образовательных приоритетов значится: сокращение очерёдности в детские сады, уменьшение разрыва в результатах ЕГЭ между школами-лидерами и школами-аутсайдерами, сохранение уровня доли детей в возрасте до 18 лет, занятых дополнительным образованием.

Здравоохранение
Программа по здравоохранению была снята с повестки заседаний депутатских комиссий.
Можно сказать, что городская медицина доживает последние дни. Уже в декабре городской
Думе предстоит утвердить передачу всех объектов здравоохранения в краевую собственность.
Согласно распоряжению краевого министерства здравоохранения, процесс передачи должен быть завершён не позднее 1 июля следующего года.

Культура
За три года планируется вложить в эту сферу порядка 440 миллионов рублей. Самый главный
планируемый результат: степень удовлетворённости культурными услугами должна состав-
лять 78 процентов. Как уверила депутатов начальник управления культуры Ольга Власко,
удовлетворённость измеряется методом опроса по специальной методике, утверждённой краем. Долгожданные работы по восстановлению «Авангарда» планируется начать уже в этом году. Работы первой очереди – демонтаж кровли и усиление стен. Работы, по словам начальника, согласованы с инспекцией по охране культурного наследия Пермского края.

Спорт
Его стоимость сравнима с ценой на культуру. Расходы на физкультуру и спорт высоких
достижений в течение трёх лет обойдутся казне примерно в 422 миллиона рублей. В приоритетах – увеличение доли населения и, в частности, детей, систематически занимающихся физкультурой и спортом. А также рост обеспеченности спортивными сооружениями. Правда, непонятно, как спорткомитет будет растить обеспеченность. Пока в бюджете есть только деньги на ремонт так называемого спортивного ядра стадиона «Агрохим», то есть самого поля и спортивных дорожек. Средств на трибуны пока нет.

Бизнес
Можно сказать, что малый и средний бизнес ничего не стоит городской казне: менее 4 миллионов рублей за три года. Основной целью муниципальной программы по предпринимательству заявлено увеличение доли субъектов малого и среднего бизнеса. Отдача от него, то есть приток в городской бюджет налоговых и неналоговых поступлений, запланирован немалый – за три года более 1 миллиарда рублей. То есть каждый вложенный бюджетный рубль должен принести более 250 рублей прибыли.

Жилище и транспорт
В течение трёх лет в эту сферу планируется вложить 323 миллиона рублей. Из них средства
собственников составляют около 11 миллионов рублей. Программа ставит своей целью повышение уровня комфортности проживания в многоквартирных домах. Для этого собственникам, как и прежде, предстоит участвовать в софинансировании капитальных затрат. На капремонт крыш запланировано примерно по 24 миллионов рублей ежегодно. Пока непонятно, как городская программа будет сочетаться с региональной программой капремонта, за которую очень скоро начнут предъявлять обязательный платёж.

Материалы подготовила Алёна Козырева,
«Городская газета» № 42 от 17 октября 2013 г.



Вернуться к списку

Новости и публикации