Сегодня: 22:22 Суббота, 21.09 // 2019
Березниковская городская Дума
официальный сайт www.berduma.ru

"О будущем с позиции здравого смысла"

Городской бюджет на 2014 год будет формироваться по новым принципам. Его основой станут муниципальные программы. В прошлом номере мы рассказали о согласовании березниковскими депутатами этих программ. Но вопросы по ним всё ещё остаются. Не лишится ли Дума контроля над городским бюджетом? Что для школы важнее: победы на олимпиаде или средний балл по ЕГЭ? Должна ли профориентация становиться приоритетом? Как спланировать будущее города? Обо всём этом мы беседуем с председателем городской Думы Константином Белоглазовым.

Образование и бизнес

– Константин Владиславович, из всех семи программ только программа по развитию культуры была предварительно обсуждена с экспертами. А если распространить эту практику и на остальные программы? Вряд ли депутаты знают доподлинно, до мелочей, что происходит в образовании, культуре, спорте, благоустройстве и т.д.

– Дума представляет интересы жителей города. И в первую очередь, все проекты и их дальнейшее будущее оценивается с позиции здравого смысла, логики и пользы городу. К тому же каждый депутат является экспертом в определённой области. Можно сказать, в Думе сложилось своеобразное «разделение труда». Насчёт образования прекрасно осведомлены депутаты Вера Поморцева и Владимир Жулдыбин. Есть блок силовиков: депутаты Александр Соловьёв, Андрей Коробейников и Руслан Жуков. Есть медики. Есть руководители муниципальных учреждений и предприятий, они изнутри знают, как работает система. Вот с этих позиций мы исходим, задавая свои вопросы. Кроме того, Дума согласовала программы в части основных показателей. То есть цели, задачи, объёмы финансирования.

– Думе удалось хоть что-то поменять в данных параметрах?

– Полагаю, что вопрос правильнее сформулировать по-другому: «Нужно ли было что-то менять?».

– Согласна. Вы, как председатель Думы, считаете, что программные цели и задачи требовали корректировки?

– Да, требовали. К примеру, многие целевые показатели программ были указаны в процентах. Например, размер очереди в детские сады. Депутаты для наглядности и более прозрачного контроля над ситуацией добились включения показателя «в человеках». В следующем году очередь в детские сады должна быть не выше 6,1 процента от числа всех детей в возрасте до 7 лет. Но при этом она не должна составлять более чем 800 человек. И с каждым годом эта цифра согласно программе будет снижаться. Зная эти данные, можно вести с администрацией более конкретное обсуждение крупных инвестиционных проектов. Например, можно более наглядно представить, сколько нужно запустить новых детских садов, чтобы полностью решить проблему. В целом же по настоянию депутатов было добавлено три новых целевых показателя и ещё два было откорректировано.

– Одной из задач программы по образованию является число детей-участников всевозможных олимпиад. Наверное, это здорово, но средний балл ЕГЭ, который показывает уровень образования основной массы выпускников, остаётся низким. Так, в 2011 году по математике он составил 45 баллов.

– Учителя уже давно пояснили, что тот год был не показательным. Сказалась демография и переход начальной школы с трёхлетней на четырёхлетнюю образовательную программу. По итогам 2012 года, заметьте, средний балл по ЕГЭ значительно вырос. К тому же показатель по призёрам школьных олимпиад надо рассматривать не сам по себе, а рядом с другим. Это соотношение среднего балла ЕГЭ между 10 лучшими и 10 худшими школами. То есть достаточно объективный показатель уровня образования всех выпускников. Совокупность показателей говорит о том, что мы, не снижая верхней планки, хотим подтянуть нижнюю. В следующем году разрыв запланирован не такой уж и большой – 1,67 раза.

– Именно вы начали разговор о том, что городская администрация не нацелена на развитие немуниципального сектора экономики. Это касается и образования, и культуры, и спорта. На Ваш взгляд почему это неправильно?

– Нельзя решить проблему усилиями только муниципальных учреждений, необходимо привлекать частный капитал, у которого порой больше возможностей для этого. Кроме того, что не создаются условия для малого и среднего бизнеса, администрация все возможные риски берёт на себя. Поясню. Допустим, городская администрация разместит муниципальный заказ на услуги дошкольных учреждений и допустит к участию в конкурсе не только муниципальные детские сады. Определённое число детей под определённую сумму. У бизнеса появится стимул открывать частные детские сады и получать лицензии, родительская плата в существующих частных садах снизится, уменьшится очередь, многие учителя и врачи дефицитных специальностей смогут раньше выйти на работу, когда устроят детей в дошкольные учреждения. А если не дай бог, конечно, снизится рождаемость, администрация не останется один на один с проблемой неукомплектованных детских садов. Бизнес также разделит эти риски.

– Я думаю, что одним из приоритетов образовательной программы должна стать «правильная» профориентация. В конце концов, ребёнок ходит в школу, чтобы получить востребованную профессию. С тем, чтобы в дальнейшем без проблем содержать себя и свою семью. У нас же зачастую дети хотят получать не те профессии. К тому же стремятся из города уехать.

– Молодёжи ничто не мешает оставаться в городе. Неправда, что в Березниках низкие зарплаты, особенно у бюджетников. Очень скоро на Думу будет вынесен вопрос о повышении средней зарплаты воспитателям детских садов почти до 22 тысяч рублей. Средняя заработная плата учителя в школе сегодня составляет около 28 тысяч рублей. При этом средняя зарплата на промышленных предприятиях (при обычных условиях труда) колеблется в районе 26 тысяч. Так что в общем и целом картина складывается не хуже, а по некоторым позициям и лучше, чем в Перми. Другое дело, что для молодёжи большой город даёт больше возможностей для самореализации. В Березниках тоже можно достичь немалых высот. Правда, для этого надо по- лучить образование в хорошем вузе. Сейчас это начинает понимать и молодёжь.

Жилище и просвещение

– В перечне программ есть и такая – «Жилище и транспорт». судя по целям и задачам, указанным в паспорте программы, городская власть по-прежнему не планирует вмешиваться в отношения собственников с управляющими компаниями.

– Полагаю, вы намекаете на договоры поставки коммунального ресурса между управляющими организациями и ресурсоснабжающими компаниями. В Березниках их нет. Так исторически сложилось. Но давайте вспомним, сколько в нашем городе обанкротилось управляющих компаний. Да так, чтобы пострадали жильцы.

– Вспоминается только «Пермская модель комфорта». Но там речь о банкротстве не шла, просто компания однажды исчезла.

– А сколько было случаев по стране, когда управляющие компании собирали с жильцов деньги за поставленные энергоресурсы, воду и тепло, а с ресурсниками не расплачивались? В результате дома оставались без тепла и воды. И мне понятно желание городской администрации избежать повторения такого в Березниках, отсюда и отсутствие договоров ресурсоснабжения. И пока эта практика себя оправдывает.

– Последние изменения закона дали возможность жильцам платить за коммунальные услуги, минуя управляющие компании. При этом обязанность заключать договоры ресурсоснабжения у коммунальщиков всё равно остаётся. У управляющей организации появляется обязанность следить за порядком в доме: искать «резиновые квартиры», незарегистрированных жильцов, устанавливать факты воровства ресурса и т.д. Это приведёт к решению проблемы с ОДН.

– Но вы же понимаете, что управляющие компании попросят за такую работу дополнительные деньги, потому что им понадобятся дополнительные ресурсы. Насколько я понимаю, увеличивать размер платы за содержание и текущий ремонт собственники не хотят. У нас обслуживание одного квадратного метра жилья стоит в среднем 13-14 рублей. В других городах – по 25-30 рублей. Березниковцы с трудом соглашаются на увеличение расходов для улучшения состояния их общей собственности. Что уж говорить о затратах на тех же контролёров, которые станут проверять показания счётчиков.

– Может, стоит с людьми поговорить и растолковать им, наконец, что если они хотят уполномочить свою управляющую компанию следить за порядком в доме, то потребуются дополнительные деньги. Причём растолковать подробно, с конкретными расчётами, объяснив, что после этого одн им станут предъявлять не выше норматива. А то и меньше. В противном случае каждому собственнику надо становиться экспертом в коммуналке.

– Кажется, ваша газета опубликовала фото, где мужчина на недавнем митинге держит в руках плакат «Плачу только за себя». Это примерно то же самое, когда жильцы первых этажей отказываются платить за лифт и кровлю, а верхние – за порядок в подвале. Это же не моё. А то, что общедомовое имущество является общей собственностью, которую надо содержать в нормативном состоянии, как-то забывают.

– Тогда почему бы в муниципальной программе «Жилище» не предусмотреть расходы на коммунальное просвещение?

– А кто сказал, что сейчас этого нет? Вот у вас в «Городской газете» был цикл статей на эту тему.

– Да, бесплатные занятия отдел УГХ проводит. Но в масштабах города тех, кто посещает эти занятия, капля в море.

– Вот видите, тот, кто хочет чему-то научиться, такую возможность имеет. А тех, кто ничего не хочет, никакими программами к этому не подтолкнёшь.

Будущее для города

– Вопрос о стратегическом плане развития, которого у города нет. У власти есть понимание, куда мы движемся?

– К сожалению, так случилось, что город пока живёт без стратегии. Этот документ практически уже был готов, но техногенная авария заставила остановить работу, потому что он потерял свою актуальность. В новых условиях городская администрация пошла по другому пути. Готовится мастер-план развития Березников, Соликамска и Усолья. Насколько мне известно, очень скоро он будет представлен депутатам. Документ покажет, куда территориально будет развиваться город. Мастер-план готовили на основе анализа большого массива информации, в том числе и от промышленных предприятий. Поскольку перспективы города тесно связаны с перспективами предприятий. От этого будет зависеть и численность населения, и жилищное строительство, и задачи по благоустройству и развитию коммунальной инфраструктуры. Кроме того, сейчас готовится программа социально-экономического развития города. Я соглашусь с главой, ко- торый считает, что нет смысла думать над созданием такого плана, пока нет общего плана развития по краю. Такой документ появился совсем недавно.

Подготовила Алёна КОЗЫРЕВА.
"Городская газета", № 43 от 24.10.2013 г.



Вернуться к списку

Новости и публикации